№5, 2007
В поисках гармонии лидерства
...лидерство – это всегда ответственная позиция. Оно движимо стремлением сделать мир лучше.
Какими быть корпоративным лидерам, как и чему их обучать – это вопросы первостепенной важности. В конце концов, каков топ-менеджмент – такова и страна. Поэтому столь интересен опыт тех, кому многое уже удалось сделать для развития эффективного лидерства. Среди них – Даница Пург, признанный в Европе специалист по вопросам лидерства и управленческого обучения. Г-жа Пург предложила совершенно новый подход к менеджмент-образованию, введя в него искусство как ключевую составляющую.
Ведь современному руководителю необходимо освоить не только такие традиционные дисциплины, как финансы и маркетинг, ему нужно нечто гораздо большее – например, умение чувствовать и понимать людей, видеть и ощущать красоту мира, способность постигать тайны мироздания.
Почему понятие «лидерство» в какой-то степени утратило значимость; что есть сутью успешного лидерства; какие знания нужны эффективным лидерам; каких ошибок им следует избегать – на эти и другие вопросы отвечает Даница Пург.
Даница Пург
Основатель и руководитель Школы менеджмента EDC—Bled School of Management (Словения),
первой такого рода школы в Восточной и Центральной Европе.
Профессор кафедры лидерства и эффективного менеджмента.
Учредитель и президент Ассоциации управленческого развития Центральной и Восточной Европы
(Central and East European Management Development Association – CEEMAN), объединяющей 170 специалистов из 40 стран.
Глава Европейского центра лидерства (European Leadership Centre – ELC).
Автор и соавтор множества статей и ряда книг (последняя – «Leaders and Teams – The Winning Partnership», 2003) о технологических и организационных изменениях, экономических реформах, управлении персоналом, создании команд и управленческом образовании.
«Новый менеджмент»: Нередко концепция лидерства воспринимается как нечто, пусть важное, но очень уж абстрактное и расплывчатое. А порой приходится сталкиваться даже с крайне скептичным ее восприятием. Чем это обусловлено? И в чем, на ваш взгляд, суть эффективного лидерства?
Даница Пург: Можно сказать, что концепция лидерства «заражена». Среди «бацилл» – авторитарное лидерство в его негативных проявлениях. Кроме того, для постсоциалистических стран характерно превратное понимание свободы бизнеса – часто воспринимаемой как нечто вроде сверхскоростного экспресса, мчащего к станции «Богатство». Ведь любому обществу, любому структурному образованию – и большому и малому – нужны люди с видением цели, способные организовать и мобилизовать других на ее достижение. Без лидерства и общество, и компания будут, подобно кораблю без капитана, бесцельно болтаться по морю и едва ли когда-нибудь достигнут порта назначения.
И, конечно, в моем понимании, лидерство – это всегда ответственная позиция, это стремление сделать мир лучше. Это нечто кардинально отличающееся от лидерства из разряда «набиваем карманы, и поскорее».
«НМ»: Считаете ли вы, что идея «лидерство ради лучшего мира» может быть реализована на любом уровне, не обязательно высшем? Кому из корпоративных лидеров, по вашему мнению, удалось хоть как-то изменить мир к лучшему?
Д.П.: Воплощать идею «лидерство ради лучшего мира» – именно это могут и должны делать менеджеры всех уровней в самых разных организациях, неважно в каких – государственных или частных.
Во многих странах есть немало лидеров, действительно делающих все, что в их силах, чтобы хоть как-то изменить к лучшему мир.
Конечно, всех мы не знаем. Но есть среди них и всемирно известные корпоративные лидеры, такие как Билл Гейтс, основатель Microsoft; руководители ряда финских компаний, в первую очередь – Nokia; Берт Хеемскерк, президент голландского банка Rabobank, одного из лучших в Европе. Есть такие лидеры и в России; к их числу я бы отнесла президента компании «Тройка Диалог» Рубена Варданяна – он работает над созданием современной школы менеджмента с инновационными методами обучения, поскольку убежден, что такая школа окажет большое влияние на будущее его страны.
«НМ»: Возвращаясь к авторитарному лидерству, хочется заметить следующее: повсюду в России мы видим, что лидеры именно этого типа наиболее успешны. Как вы думаете, в чем причина?
Д.П.: Если это так и есть на самом деле, то, вероятнее всего, из за отсутствия демократической традиции, истории и институтов, в которые люди верили бы и которым бы доверяли. И еще – в переходный период, когда действенного законодательства по сути нет, люди тяготеют к авторитетам, чтобы предотвратить хаос. Однако я убеждена: это временная ситуация – в будущем демократические подходы непременно «пробьют себе дорогу» в каждой европейской стране.
«НМ»: То есть можно сказать, что авторитарный тип лидерства оправдан, например, в кризисных ситуациях или когда компания реализует глубинную трансформацию?
Д.П.: На этот вопрос я бы ответила почти утвердительно. Но, пожалуй, не называла бы это авторитарным лидерством. Да, совершенно верно: кризисный менеджмент требует классического «оркестрового лидерства», то есть все должны играть по одним и тем же нотам. А когда наступают лучшие времена, вам нужно позволить себе больше импровизации и больше воображения. Тут, я думаю, есть только одна опасность: если автократический, или, как вы сказали, авторитарный стиль лидерства останется надолго… Менеджеры и лидеры должны ощущать, когда приходит время изменить управленческий стиль, но, к сожалению, зачастую они этого не делают.
«НМ»: Вы в числе первых сделали искусство частью управленческого образования. А почему, собственно, искусство?
Д.П.: Я считаю, что нельзя говорить о завершенности образования лидера или менеджера, если человек не понимает сути творческого процесса. Представители, например, сферы изобразительного искусства могут многому научиться у менеджеров – позаимствовать у них знания, которые помогут эффективнее взаимодействовать с людьми, выработать умение доносить до них суть своих произведений, умение «жить этим». А лидеры и менеджеры, в свою очередь, могут черпать из произведений искусства вдохновение, новые идеи – какие действия предпринять, как достичь желаемых результатов.
Искусство помогает человеку воссоединиться с собственным «я» – провоцируя, шокируя, делая его более склонным к размышлениям. И он совершенствуется как менеджер и лидер. Мне было очень приятно наблюдать, как воспринимали курс, посвященный искусству, участники нашей MBA-программы – люди с немалым опытом – и корпоративным, и просто жизненным. Если какие-то сомнения и были, то только вначале, потом, уловив параллель между проявлениями лидерства, которые они видели в кинофильмах, в театральных спектаклях, и лидерством в жизни, все увлеклись по-настоящему. Это пробирало их настолько глубоко, что потом они говорили, что изменились сами. Вернувшись в свои организации, они ввели там искусство в программы обучения менеджеров. Во время поездки в Боснию и Герцеговину я также наблюдала, как наши слушатели общаются с художниками, лидерами правительственных структур и лидерами бизнеса, рассказывающими им, как искусство поддерживало людей в трудное время войны. Были эпизоды действительно впечатляющие. А если вы хотите, чтобы человек изменился, вы должны его пронять.
«НМ»: А что из искусства вдохновляет лично вас?
Д.П.: Искусство окружает меня и дома, и на работе. В нашей школе более двухсот подлинных полотен художников. Школа – это и архитектура, и сам остров Блед – нерукотворное чудо природы и, конечно же, произведения искусства. Можно сказать – творческая среда для творческих лидеров. Сама я люблю живопись и трачу на картины немалые деньги. Еще люблю музыку и литературу. К сожалению, времени на книги у меня очень мало. Но, если получается, например, в переездах (а я много путешествую), стараюсь читать не только документы (что приходится делать постоянно), но и книги. Недавно прочитала «Историю искусства» Эрнста Гомбриха – рекомендую всем. Мне нравится яркая архитектура; путешествуя, я стараюсь не упустить возможности взглянуть на интересное сооружение – если, конечно, время позволяет.
«НМ»: Вы снискали широкую известность как новатор в области бизнес-образования. А как бы вы определили суть успешной инновации?
Д.П.: Суть успешной инновации – не технология, а люди, преисполненные духа творчества и предпринимательства. Хотя отдельные личности и важны, но все же инновация – это в большей степени коллективное деяние, результат усилий команды. А в глобальном мире – результат работы международной команды.
Изобретение и инновация – это основные составляющие инновационного процесса. Но, если вы желаете преуспеть, вы должны добиться результативности и при внедрении разработки, и в маркетинге – чтобы довести новшество до рынка. Я считаю, что коммерческая результативность инновации – это производная трех составляющих: инновации, ориентированной на долгосрочную перспективу; устойчивого развития, которое обеспечивается экономической стабильностью и самодостаточностью компании; этичного поведения руководителей и сотрудников компании.
«НМ»: А могут ли сами менеджеры уничтожить «на корню» инновацию и творчество?
Д.П.: Если руководители видят свою функцию не в том, чтобы создавать оптимальные условия для нормальной работы. Если для них главное – не постоянное совершенствование процессов, а контроль. Если они всеми силами стараются сохранить неизменными устоявшиеся процедуры и процессы. Если хорошие идеи в компании – не предмет рассмотрения, а повод для критики. Все это означает, что руководители препятствуют развитию инновационной культуры в компании, а то и просто убивают инновации.
«НМ»: Существуют ли некие простые правила (или процедуры), которые должны соблюдаться руководителями, чтобы творческие люди могли нормально работать?
Д.П.: Я бы предпочла в первую очередь остановиться на принципах компании как основе правил и процедур, о которых вы говорите. Это доверие, свобода и ответственность. Самое важное – доверие. Если вы хотите, чтобы люди использовали свой ителлект и свою энергию в интересах компании, вы должны им доверять. Недоверие к сотрудникам – пожалуй, самая большая ошибка менеджеров. Далее – им нужна свобода, чтобы думать, действовать и брать на себя ответственность. Ответственность – оборотная сторона свободы. Нет свободы – нет ответственности, нет ответственности – нет свободы. При этом многие руководители все еще убеждены, что преуспеть можно, только контролируя каждый шаг, каждую деталь, а вот ответственности и, следовательно, свободы давать не надо.
«НМ»: В российских компаниях широко распространено мнение, что утвердиться в организации, получить желаемый статус и деньги можно, лишь заняв управленческую должность. Поэтому достаточно часто люди, занятые творческим трудом, выполняют еще и административные функции. Каково ваше отношение к этому?
Д.П.: Тут есть серьезный негатив: практикуя такой подход (когда компания разделена на менеджеров, людей с большей или меньшей властью, и всех прочих), вы утрачиваете значительную часть таланта вашей компании. Каждый сотрудник может и должен проявлять креативность в рамках той работы, которую он выполняет. Вообще говоря, если вы цените только должности и не цените творчество, вы потеряете творческих людей.
«НМ»: Возвращаясь к теме лидерства, какие лидерские качества вы цените больше всего? Кто, по-вашему, олицетворяет успешное лидерство?
Д.П.: Лидер должен обладать некими особыми качествами, о которых частично мы уже говорили. Это видение, умение взаимодействовать с людьми, общаться, создавать команды, вести переговоры. И особенно важна способность слышать других. Лидерам присущи скромность и многогранность. Им интересно все, что происходит вокруг, а не одна лишь прибыль. Лидеры обязаны быть профессионалами в своем деле. Они также должны быть требовательными к окружающим, а с другой стороны – ценить и любить людей. Лидерство – это моральные ценности, способность смотреть на все через призму долговременности, а не только быстроты получения прибыли. Лидеры всегда оставляют наследие. Поэтому быть лидером – задача непростая, ведь ему приходится служить примером для других – сейчас и всегда.
Я знаю многих лидеров, поэтому очень сложно выделить кого-то одного из них. Впрочем, я думаю, в Словении был по-настоящему выдающийся президент Милан Кучан – у него оказалось достаточно мудрости, чтобы убедить словенцев не быть националистами, не быть нетерпеливыми. Без каких-то особых проблем он сумел провести нас через отделение от Югославии к членству в ЕС. А вот нашим ближайшим соседям, как всем хорошо известно, так не повезло.
Знаю я и нескольких корпоративных лидеров – очень успешных и очень разных. Некоторые из них меня по-настоящему восхищают, особенно лидерыженщины – наши бывшие студенты, возглавляющие очень успешный бизнес. Одни сумели превратить «середнячков» в ведущие компании страны; другие – спасти фирмы, находившиеся на грани банкротства, и вернуть их к нормальной жизнедеятельности. Впечатляют также те наши выпускники, которые, используя знания об инновационности, почерпнутые из книг, равно как и собственные, помогают теперь внедрять инновационный дух в своих компаниях. Когда все это видишь, вновь и вновь убеждаешься: все-таки стоит много работать. Ведь для любого педагога самый большой успех – это видеть, что тебе удалось попасть в цель и твои студенты стали креативными, ответственными и успешными лидерами.
Оценить статью